vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Герберт Хан. О гении Европы. Швеция. Отблеск духовности в будни и в праздники

(источник)

С поездкой в Швецию раньше неразрывно связывалось повседневное, но впечатляющее событие – знакомство со “smorgasbord”. Может быть, уже на кораблях или паромах, которые везли нас на север, а совсем уж наверняка в гостиницах, пансионатах, или же на праздничных обедах в семьях мы знакомились с этой преувеличенной, обещающей все и вся и все и вся дающей «скатертью-самобранкой», от которой у иностранца поначалу широко раскрывались глаза. Правда, этот шведский, но можно спокойно сказать, что и вообще скандинавский, завтрак стал в последние десятилетия не столь распространенным. Но он настолько характерен и, как нам кажется, неуничтожим по самой своей сути, что стоит остановиться на нем немного.

Примерно в то время, когда в средней Европе обедают, мы входим в столовую на большом шведском корабле. И сразу же попадаем в оживленное брожение. Часть посетителей, может быть, уже сидят за небольшими столиками, но большинство находятся в своего рода непринужденном блуждании вокруг большого стола посередине со всевозможными закусками на нем, и каждый по своему вкусу и желанию накладывает на свою тарелку вкусные вещи. Тарелка берется из готовой стопы, постоянно пополняемой чьими-то услужливыми руками. И вот включаешься в этот «самообслуживающийся конвейер», если можно его так назвать. Описание всего того, что находится на “smorgasbord”, вдохновило бы Чарльза Диккенса или Феликса Тиммерманса. Помимо само собой разумеющихся в Скандинавии рыбьих блюд и консервов всевозможных сортов и всевозможных способов приготовления, помимо майонезов, заливных, соусов, салатов всех цветов и разновидностей, помимо громоздящихся паштетов, целой и порезанной ветчины, помимо легких холодных и даже горячих мясных блюд, - помимо всего этого здесь еще вкусные куски сыра всех известных в мире разновидностей; и здесь же черный и белый, жесткий и мягкий хлеб в сопровождении печений и кексов рядом с толстыми кусками масла, рядом с тарелками с кашами, тарелками с черносливом и сухофруктами, большие сосуды с молоком и простоквашей, огромные кружки с пивом к завтраку, которое носит название “Ol” – «масло», не раз вводившее иностранцев в заблуждение. Короче говоря, почти сбивающее с толку и оглушающее изобилие, которое может еще и в невообразимой степени увеличиться в зависимости от уровня заведения и значения праздника, отмечаемого в более узком круге. Из всего этого, видимо, понятно, что лишь немногие могут обслужить себя за один только раз и довольствоваться только одним подходом к чудесному столу. Поэтому ходят взад и вперед, то есть у маленького столика удосуживаются отведать отобранные лакомства, а потом возвращаются к большому столу, на котором запасы почти не уменьшаются, потому что быстро и бесшумно пополняются постоянно работающими руками.

Если отвлечься от кажущейся повседневности феномена этого “smorgasbord”, то напрашивается такая мысль: «шведские столы» применяются и за пределами Швеции, по определенным случаям по всей Европе и в неевропейских странах, но вполне узнать «шведский стол» можно только в Швеции или в скандинавских странах. Трудно сказать, почему это так. Но при внимательном наблюдении можно заметить, что здесь на севере этот обильно дарующий стол повсюду, где бы он ни был поставлен, становится не только физическим, но и духовным центром и создает совершенно определенную атмосферу. В ней есть что-то всепроникающее, всеохватывающее и соединяющее. Пожалуй, можно сказать, что здесь хотя и не застольная компания, но каким-то необъяснимым и неотразимым образом все становятся компанией за столом. И это каким-то образом происходит, несмотря на то, что часто, хотя и не всегда, все сидят за отдельными маленькими столиками. Обращает на себя внимание и еще один момент, создающий совершенно особую атмосферу: тонкая установка, заранее не оговоренное решение соблюдать меру в отношении предлагаемого изобилия. Здесь мы встречаем не умеренность, возлагаемую обычаями, а тем более кем-то требуемую, а умеренность полностью естественную и само собой разумеющуюся, как если бы каждый стал обладателем несметных богатств и может себе позволить выбирать или отвергать с приятной небрежностью.

Такое отношение не может быть импровизацией. Оно возникает не за одно или два десятилетия, а зиждется на обрядах народа, нисходящих к древнейшим временам. В их взаимоотношениях с космическими и божественными силами люди в древности во время больших праздничных пиршеств не ели ничего, что не было перед тем положено на алтарь и частично пожертвовано. Но люди чувствовали в еде и отраженное воздействие божественной благодати, так что вместе с земной пищей человек принимал и пищу небесную. В более поздние времена из реалий таких воплощенных во всем небесных блюд появились граалевские обряды. Дошедшие до нас литературные сказания о Граале относятся больше к южным и западным областям Европы. Однако и на севере культ Грааля был у себя дома, и его благословенные и облагораживающие силы сказывались даже на повседневности. Силы космоса оставались здесь жить особенно долго и опосредованно оставили следы на многом, ныне едва уловимом. А ведь все неуловимое, что по-настоящему ценно, изначально сводилось к конкретной духовности.

Каждый раз интересно увидеть, как в повседневной жизни, и не в последнюю очередь в привычках, связанных с едой, отражаются различия в душах каждого народа, своеобразие их предпочтений. Рано начавшие действовать на юге и западе личностные моменты выработали ту аналитическую манеру еды, которую мы встретили во Франции. Север дольше оставался в традициях космических, но оставлял пространство и для индивидуального выбора. Однако и север тоже различен. Ведь если Норвегия и Финляндия тоже участники «шведского стола», то в Дании развились другие кулинарные моменты, о которых еще будет речь.

Еще раз бегло оглядываясь на шведские привычки в еде, мы можем вспомнить об еще одном весьма распространившемся моменте, в котором, однако, можно обнаружить небольшой отблеск высшего порядка. Это тот факт, что при приглашениях к кофе соблюдается семиступенчатая последовательность в предложении печенья. Даже в весьма современном домашнем хозяйстве не избежать этого обычая, ставшего почти ритуальным, так что каждый гость добровольно и терпеливо будет участвовать в восхождении от обыкновенного мелкого печенья до величественного торта. Даже в европейских странах, стоящих в смысле цивилизованности позади Швеции, вряд ли встретишь такое соблюдение старинного порядка, который изначально, видимо, зиждился на обрядах.

К сожалению, нам придется отказаться от описания обычаев при рождественских угощениях, в которых тоже наверняка много следов космического.

Однако совершенно хорошо видна связь с космосом, с тем, что можно бы назвать внутренним механизмом года, при праздновании Дня Лючии. В нем прелюдия к удивительному событию зимнего и летнего солнцестояния, к празднику скандинавского рождества. Древние германцы вместе с другими европейскими народами в прежние времена рассматривали и ощущали недели до и после солнцестояния как периоды особенно сильных, особенно диких и запутанных стихийных и демонических проявлений. Христианство с его задачей обуздания и преобразования стихий поставила на этот период светлый и добрый облик Лючии, о которой у нас уже был повод поговорить в связи с «Божественной комедией» Данте.

В Швеции в день Лючии, то есть 13 декабря, похожая на фею Лючия является с горящей белой короной на голове и сама вся в белом в сопровождении двух других образов, из которых один – это конюшенный Стаффан. Под пение традиционной песни она подходит к постелям тех, кто рано пробудился от сна, и чаще всего предлагает горячий кофе и «печенье Лючии», в том числе “lussebrod” и “lussecatter”. В формах самого печенья, как и вообще почти во всех старинных формах хлеба и печений, можно найти много космического и планетарного.

Некоторые строфы, которые поются в таком утреннем многообещающем и предрождественском настроении, звучат так:

                  Lucia-sang
                   (Lucia sjunger ensam):

                   God morgon har inne, har kommer Lussebrud!
                   Hon nalkas till Eder med aror.
                   Vi onskar Eder alla en frojdefull Jul.
                   Fran alla olyckor bevare Eder Gud!
                   -----
                  (darefter sjunger Lucia tillsammans med sjarnegossar):

                    Natten gar tunga fjat
                    runt gard och stuva,
                    kring jord som sol’n forlat,
                    skuggorna ruvar.
                    Da i vart morka hus
                    stiger med tanda ljus
                    Sankta Lucia, Sankta Lucia.

                    Natten var stor och stum,
                    hor nu det svingar
                    i alla tysta rum
                    sus som av vingar.
                    Se, pa var troskel star
                    vitkladd med ljus i har
                    Sankta Lucia, Sankta Lucia.

В свободном изложении:

                     Песнь Лючии

                      (Поет одна Лючия)
                      Доброе утро всем, кто тут. Вот идет невеста Лючия!
                      С почтением она подходит к Вам.
                      Мы в рождество желаем всем радости,
                      Да хранит Вас Бог от несчастий!

                      (далее Лючия поет вместе со звездными отроками)
                      Тяжело лежит ночь
                      На дворе и над домом,
                      Над землей, покинутой солнцем,
                      Тени порхают еще.
                      Но пришла в наш темный дом
                      Вместе с ярким светом
                      Санкта Лючия, Санкта Лючия.

                      Огромной и безмолвной ночь была,
                      И вот теперь звучанье и движенье.
                      Во глубине покоев,
                      Как будто бы трепещут крылья.
                      Смотри, там, на пороге нашем,
                      Вся в белом, в свете от волос,
                      Санкта Лючия, Санкта Лючия.

Насколько тонко и в то же время насколько верно праздник Лучии настроен на космические реалии, видно из следующего. В зависимости от того, какой год, зимнее равноденствие наступает 21 или 22 декабря, и это для северного полушария самый короткий день и самая длинная ночь. Вплоть до этого момента со дня летнего равноденствия дни становились короче. А с этого дня дни начинают вновь прибавляться. Так в грубом приближении. На деле же в случае с равноденствием речь идет о сложном, тонко дифференцированном процессе, в котором утро и вечер следует рассматривать отдельно. При зимнем равноденствии дело обстоит так, что еще до 21 или 22 декабря, то есть перед рождеством, дни в утренние часы все еще заметно убавляются, хотя в то же самое время начинают понемногу расти за счет вечернего времени. Возникает вопрос, почему же дни становятся короче вплоть до самого дня равноденствия? Это основывается на том, что сравнительно небольшой прирост дня за счет вечернего времени все еще «затеняется» его же значительным сокращением в часы утренние. Что нас может здесь интересовать, так это тот факт, что именно 13 декабря, то есть в День Лючии, свет, несколько дней стоявший вечером на одном и том же месте, делает крошечный шажок вперед. Только в високосные годы есть небольшое отклонение, но в большинстве случаев это именно так. Как раз эта реальность и была уловлена людьми, гораздо больше жившими в связи с космосом, что и привело к тому, чтобы на этот день был назначен праздник Лючии. Способ празднования этого дня в Швеции еще более конкретизирует и представляет в виде прекрасных образов то, что ощущалось бы лишь смутно. Тут появляются такие видения, которые могут стать ценным достоянием души на всю жизнь, если видишь их с раннего детства.

С точки зрения взаимосвязей европейской культуры и едва уловимых связей в жизненных укладах интересно увидеть, что есть еще одна страна, в которой интенсивно отмечается день Санта Лючии. Это Италия, где в этот день происходят праздничные церемонии, исполняются другие обычаи, самые красивые, пожалуй, в Неаполе. Так под знаком Санта Лючии с севера на юг протягивают друг другу руки две страны, на структурное родство которых с точки зрения народной психологии мы указывали.

И когда после этого приходит настоящее рождество, и солнце после зимнего солнцеворота вступает под знак карабкающегося ввысь козерога, мы как отражение этой космической реальности по всей Швеции встретим “jul-bock” – рождественского козла из золотистой соломы рядом с рождественской елкой. В прежних рождественских играх люди переодевались в этот наряд и раздавали рождественские подарки – “jul-klappar”.

Незабываемым символом победы света являлись выставленные в окнах во тьме рождественского утра свечи. Целые города и деревни погружены или бывали погружены в это полное надежды сияние свечей. О нем говорит Сельма Лагерлеф во введении к ее «Легендам о Христе». И вполне может быть, что на одну из самых красивых легенд «Горящая свеча»» (Ljuslagan) ее вдохновили детские впечатления от дня Лючии или от рождественского утра.

По крайней мере близкие к этому впечатления автору довелось испытать, когда он далеко на севере в шведской Лапландии пошел в новогодний вечер в церковь. В каждом окне церкви стояли горящие свечи и светили в бесконечность покрытого снегом ландшафта на полярном круге. При взгляде на эти активно светившие огоньки чувствовалось, что своей живостью они создают в зимней ночи образ, являющийся символом человеческой души, которая в первое древнее рождество пробудилась на земле к новой жизни.

Метки: Европа, Швеция, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

Posts from This Сommunity “О гении Европы” Tag

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments