vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Герберт Хан. О гении Европы. Швеция. Радость жизни через край ... (продолжение)

(источник)

Герберт Хан. О гении Европы. Швеция. Радость жизни через край – поиски мистической правды – духовность во взоре (продолжение)

Избегать опьянения и со всей душевной страстью искать правды – таковы были жизненные принципы великого шведа Августа Стриндберга. Его биография столь многогранна, а литературное творчество столь обширно, что было бы почти дерзостью говорить о них вкратце. В облике этого писателя запечатлелось что-то самобытное и уникальное, что-то глубоко субъективное, и в то же время в нем говорит шведское начало, для судеб которого он стал столь важным.

Духовная жизнь Стриндберга представляет собой чрезвычайно сложный феномен со всеми тонкостями градации, с глубинами и безднами. Если из сердца Фауста слышно болезненное восклицание «в меня вселились две души, беда!», то шведский писатель с его фаустовской натурой на всех своих путях и во всех своих заблуждениях страдал от расколотости души натрое. Чрезвычайная ясность мысли, страстная и ни перед чем не останавливающаяся жажда познания, - все это делало его одним из наиболее представительных сынов эпохи современного сознания. Острый аналитический ум и склонность к тончайшей игре диалектики роднили его с французом Вольтером, которого он не случайно весьма чтил. Но мир его ощущений был нежен, как мимоза, непредсказуем и динамичен, как море. Можно сказать, что все стихийные порывы шведской натуры назначили друг другу свидание в душе Августа Стриндберга. К этому добавилось и еще одно. Если вообще позволительно использовать категории мужского и женского по отношению к столь неуловимым вещам, то можно сказать примерно так, что чувственная часть его души была весьма женской, и этот женский элемент действовал даже в сфере суждений. С другой стороны, духовное начало в Стриндберге сильно и даже подчеркнуто проявлялось в мужском обличье. Понятно, что эти противоречивые склонности стали для биографии Стриндберга тяжелым крестом. Страсть - “passio” и то, что может на высшем и на нижнем уровне проявляться как страсть, сыграли в его жизни большую роль.

В результате своеобразного сочетания этих форм появилась чрезвычайно нежная, на удивление глубокая форма «компассио» – сострадания. Дешевым и уже затасканным приемом является указание на то, что Стриндберг испытывал преувеличенное чувство сострадания и по отношению к самому себе. На первый взгляд основания к тому легко найти, например, в его автобиографическом произведении «Сын служанки». Можно привести и воспоминания о несправедливых обидах в юности, появляющиеся почти во всех произведениях. Но многие ли из насмехавшихся критиков спрашивали себя, не была ли душа этого человека и впрямь совсем другой, чем у большинства его современников, намного более чувствительной и ранимой. Прежде всего, мы хотим обратить внимание на то, что в чувствах Стриндберга раскрывается более широкий мир, который удивительным образом поддерживает эти чувства. Этот мир настолько же мало исходил только от субъективных качеств, насколько и от духа времени, который обращал тогда внимание на другие сферы. Мир этот, кажется, больше соответствует народному духу. Какая тонкость мировых ощущений проявляется, например, в темном и ужасном «Аде» в главе «Зарисовки на церковном дворе»… Наверно, нечасто на кладбище столь странные чувства и столь необычные мысли появляются одновременно, как было описано Стриндбергом. Человек, наполненный и даже переполненный естественно-научной, материалистической проблематикой нашего времени, но, видимо, связанный еще и с естественной магией дохристианского периода, обращающий внимание на птичьи знаки, к тому же еще и захваченный глубиной христианского откровения и сам, того не подозревая, нащупывающий путь к порогу духовного мира! Многое происходит в душе человека, который воспринимает исход бабочки из куколки как знак, специально поданный творцом-Богом.

Если подобные вещи могут восприниматься чувствами весьма долгими, открытыми миру, то «компассио» у Августа Стриндберга показано, видимо, лучше всего в его «Игре грез» как глубокое сострадание, охватывающее мир и людей. Пережитое сестрой Индрас в ее земном паломничестве обнаруживает большой горький опыт, близкое знакомство со страданиями и нуждами людей. И впрямь трогательно видеть, что все это относится не только к душевным мукам, но и к физической боли и к духовным лишениям. Кажется, мир безнадежно разделен между тупой наивностью и раздирающим само себя сознанием, между подневольным ежечасным трудом и мотовской жизнью целыми днями, и всегда и везде человек чувствует себя обманутым в том, что могло бы сделать жизнь достойной жизни. И потому у сестры Индрас, глядящей на все это из другого мира, постоянно вырываются слова: «Жалко людей»…. Подобная невыразимая нужда заставляет искать существо, которое может спасти, потому что оно все поймет, будет сочувствовать и сострадать. Стриндберг показывает это в незабываемой сцене. Средь бела дня такое существо идет, но люди слепы и слишком слабы, чтобы понять это. Так обнаруживается самое трагичное в видениях: даже всевышний, который мог бы помочь, проходит мимо, как тень….

Заветное желание, почти уверенность в том, что оно сбудется, - и горькое разочарование. Таков еще один крест, который пришлось нести в жизни Августу Стриндбергу. Дальнейшее было выше его понимания. Стриндберг, одаренный необыкновенным умом в такой же степени, как и тонким чувством, проник в то, что эти две вещи не могут открыть, сколько бы человек ни старался, врата высшего мира, которые одновременно есть и врата истины. С такими мыслями и с такими чувствами, какими бы богатыми они ни были, мы живем в дарах, доставшихся нам по наследству, а время явно требует новых сил.

Если мы не привлечем этих новых сил, то будем двигаться в железном круге, и печальной реальностью станет «вечное возвращение все того же», о котором говорил сначала Дюринг, а потом Ницше. Если же мы, не обретя новых органов чувств, распахнем врата в высший мир, то не обнаружим за ними ничего.

Пожалуй, железный круг нигде не чувствуется болезненнее, чем в содержании и в сюжете пьесы, озаглавленной столь обнадеживающе – «Путь в Дамаск». Однако таинственная дверь, за которой нас ожидает бесконечность, а на самом деле не обнаруживается ничего, с самого начала незримо присутствует и в «Игре грез». Незадолго до окончания третьего акта, а тем самым и всей «Игры грез», Стриндберг изображает великую деиллюзизацию в сцене, которую однажды видевший не забудет никогда.

Вопреки всему иррациональное начало было в Августе Стриндберге богаче рационального. Созревавшая в его предках гениальная интуиция шла дальше отточенного анализа ума. И потому во всем его творчестве, и не в последнюю очередь в созданной под влиянием духа познания «Синей книге», золотые крупицы истины рассыпаны в песке. Нужно вначале промыть песок. Манера, в которой Стриндберг высказывает истины, напоминает нам что-то сказанное в начале наших очерков о Швеции, естестве шведов и их манере говорить. Мы говорили, например, о брани и ругани из-за угла, о боязни слишком раскрыть себя. Стриндберг свои наиболее важные истины высказывает так, что нужно заглянуть за угол, чтобы их обнаружить. Но если за его метафизической дверью не находится ничего, то за его интуитивным углом прячется в полутьме разнообразное и пестрое движение, которое втайне посмеивается над нами. Мистический огонь, присущий поискам истины у Стриндберга, смог нащупать этот мир и примерно описать его контуры, а непосредственно посмотреть на них Стриндбергу было не дано. Для этого он, может быть, был слишком связан с узким кругозором девятнадцатого века, и над ним слишком довлели насильственные обременения биографического характера.

Метки: Европа, Швеция, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

Posts from This Сommunity “О гении Европы” Tag

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments