vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Герберт Хан. О гении Европы. Финляндия. Странствия Лемминкяйнена (начало)

(источник)

Герберт Хан. О гении Европы. Финляндия. Неразгаданный эпический мотив: странствия Лемминкяйнена к живым и мертвым (начало)

Любовь и тоска по далям – таковыми представляются вначале главные побудительные мотивы, определяющие деятельность Лемминкяйнена, каким он описан не в одной только руне «Калевалы». На такие именно жизненные мотивы указывает уже его имя. Лемменюмала и Лемменюмалатар зовут бога и богиню любви, в чьих духовных сферах все время каким-то образом оказывается Лемминкяйнен. Другое имя Каукомиели, которым его часто называют, буквально означает «стремящийся вдаль». Таким образом, здесь в одном лице сливаются наивный человеческий мотив с мотивом героическим. Ведь стремление вдаль, как мы уже подчеркивали в связи с португальским словом «саудаде», считалось облагораживающим душу, признаком человека рыцарского достоинства, который смело отправляется в неведомое и неизвестное.

И таким образом Лемминкяйнен выступает как наделенный божественной легкостью веселый жених, то добивающийся руки девы Саари, то руки дочери севера, то щедро и вызывающе отмечающего свадьбу со всеми девушками и женщинами на одном из островов. И если бы мы обратили внимание только на подобные события, то говорили бы о нем скорее как о представителе слепых инстинктов души, нежели чем о носителе появляющегося сознания. Однако наряду с такими событиями и переживаниями, вносящими в весь эпос желанную чувственность и красочность, налицо и другие, которые показывают нам значимость Лемминкяйнена со стороны духовной и даже со стороны по-человечески трагической. Последняя представлена в сжатом виде прежде всего в четырнадцатой руне, в которой рассказывается о заданиях, которые даются Лемминкяйнену, когда он сватается к дочери хозяйки севера.

Первая задача, которая ставится перед Лемминкяйненом, - поймать лося, принадлежащего злой Хийсе. Тут Лемминкяйнену приходится испытать, что вся его быстрота и ловкость не поможет. Лишь когда он дает обещания сказочным существам леса «от луны - мое все злато, серебро мое - от солнца», ему на помощь приходят лесной король и хозяйка леса, и лось оказывается пойманным.

Мифы в своих образах никогда не представляют внешнего в тривиальном смысле этого слова: либо речь идет о событии в «большом мире», либо о событии в «мире малом», либо в макрокосмосе, либо в микрокосмосе. В образе убегающего вдаль по лесам лося дается связь с действующими в физической и в психической сути человека «горизонтальными силами», как они в особенности проявляются в процессе вдоха и выдоха. В соединении с действующей в каждом человеке сердечной функцией мы здесь имеем физический субстрат то прибывающих, то убывающих чувств. То, что Лемминкяйнен совершает как подвиг, проецированный на внешний мир, на самом деле является актом самообладания, который человек должен произвести в самом себе. Лемминкяйнен показательно совершает его при помощи не новых, а старых сил. Как мы увидели при рассмотрении эстонского изречения о «лауле», с луной и солнцем образно связаны сфера головы и сердца у человека. Значит, под золотом и серебром «от луны» и «от солнца» подразумеваются свойства чувств и мышления. В том, что удается здесь сделать Лемминкяйнену в союзе со сказочными существами, он не нашел ничего нового в себе. Он выдержал испытание, но действовал, исходя из имевшихся у него резервов.

Совсем иное показывает нам следующее испытание. Тут надо наложить узду на рыжую лошадь – на «жеребца, что вечно в мыле по краям полян у Хийсы». Конь убежал на луг, что на хребте высокой горы.

Тут язык символов намного проще и однозначнее. В различных мифах, легендах и сказках конь является символом интеллектуальных сил. И если, например, в легенде о святом Георгии белый конь указывает на светлые, проясняющие стороны интеллекта, то рыжий конь, описанный в этой руне «Калевалы», является отражением мышления, в которое врываются действующие в крови инстинкты. Мы видим, что конь на горе и что Лемминкяйнену нужно следовать за ним вверх. В отличие от движения в стороны при предыдущем испытании перед нами таким образом явно движение снизу вверх.

И на этот раз Лемминкяйнен исполняет работу не своими силами, но обращается он, когда ищет помощи, не к сказочным существам, а к правящему наверху богу. Дважды просит он Укко, создателя, чтобы тот вызвал град из железа и льда. В граде из льда мы можем увидеть элемент охлаждающий, выступающий против горячей страсти. Что же касается града из железа, то в нем явно видны те метеоритные дожди, с которыми на землю приходят высшие силы железа, силы космоса. В процессе испытаний у такого железа обнаружены силы пробуждения и очищения. При терапевтическом применении в человеческом организме оно противодействует приглушающим влияниям от серы. Не случайно оно приписывается и победителю дракона святому Михаилу. Когда на коня обрушивается железный дождь, сопровождаемый градом, то чистые высшие силы противопоставляются низменным инстинктам. И тут действует не отзвучавший свое мотив из прошлого, а элемент, важный для будущего, даже имеющий решающее значение. Лемминкяйнен здесь тоже действует не своевольно, когда взывает к Укко, а обращается через создателя к новой стихии:

О ты, Укко, бог великий!
Ты ведь правишь туч грозою,
Облаками управляешь!
Отвори ты свод небесный,
Твердь воздушную раскрой ты,
Ниспусти ты град железный,
Ты пошли куски железа
В гриву жеребенку Хийси,
Белолобому на спину!

Если о падавших железных градинах говорится, что они были «покрупней главы мужчины и помельче лошадиной», то нет сомнения, что метеоритный поток был не слабым. Теперь Лемминкяйнен взнуздывает лошадь золотой уздой и серебряными поводами. С рыжим конем ничего плохого не случилось, он всего лишь укрощен. И тем самым в кажущейся по-детски простой форме высказана истина, которая умственно отражена в гениальных письмах Шиллера об эстетическом воспитании: что не годится подавлять страсти в крови, а нужно их облагораживать и приспосабливать. И если мы детально проследим руну, то зададим вопрос: прежний ли это вообще конь, на которого Лемминкяйнен надел золотую и серебряную сбрую? Речь шла о «белолобом коне Хийсы». Кажется, этим был дан легкий намек на светлые силы, которые в полном объеме были в коне святого Георгия. И тут вдруг мы слышим, хотя речь все время шла о рыжем коне с желтой гривой, что у лошади Хийсы серебряная голова и золотая морда:


Рыжий жеребенок Хийси,
Запененный конь, нагнулся,
Золотой нагнулся мордой,
Головой, сребром блестящей,
В серебристую уздечку
Под колечки золотые.

Если к этим данным «Калевалы», обычно столь точной в духовных вопросах, отнестись всерьез и принять их не только за игривые фантастические вариации, то можно прийти к своеобразному выводу. Можно предположить, что сам по себе железный дождь Укко совершил с животным превращение. Смысл этого испытания «на горе» и без того достаточно ясный, в этом случае подчеркивается еще и с другой стороны.

Однако перед Лемминкяйненом ставится третья задача: он должен отправиться в царство мертвых Туонелу и убить там лебедя, плавающего в темных потоках реки нижнего мира; но у него только одна попытка, он должен использовать только одну стрелу.

Метки: Европа, Финляндия, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments