vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Герберт Хан. О гении Европы. Финляндия. Об искре огня и актуальности «Калевалы»

(источник)

Об отъезде Вяйнямейнена в другом варианте «Калевалы» говорится:
Правил он без перерыва
К языка кита изгибу,
К матерям в земле поглубже,
К небу, что всего пониже…

Таким образом дается своеобразная параллель с погружением Фауста в царство матерей, как оно описывается Гете во второй части его великого произведения. И тем самым едва ли не лишний раз подчеркнуто, что Вяйнямейнен отправляется в такое место, где посвящение у себя дома.

Однако все рассказанное в пятидесятой руне все-таки перевешивается и превосходится по своей актуальности теми событиями, о которых нам сообщали руны сорок восьмая и сорок девятая: об извлечении огненной искры из тройной рыбьей оболочки, о большом пожаре и об освобождении луны и солнца. В этих событиях участвуют Вяйнямейнен и Ильмаринен, но, что характерно, не Лемминкяйнен, пути которого, как мы видели, теряются во мраке тайн.

Подобно тому, как уже в сказании о Прометее похищенный у богов и подаренный людям огонь указывал на мощный и строптивый рост индивидуального «я», подобно этому и огненная искра в «Калевале» имеет отношение к самым глубинным личностным силам.

Огонь в «Калевале» не похищается, искра исходит от клинка меча Юмалы или, как говорится в другой раз, от кончиков его пальцев. Но теперь он не достается людям сразу, а оказывается спрятанным под тройной оболочкой. Только в результате определенного акта, в результате целенаправленной инициативы может он быть высвобожден и вызволен.

Если лошадь, как мы сказали, является символом интеллекта, то живущая под водой рыба отсылает нас к скрытым, оккультным силам духа. Она многократно фигурирует как символ высшего видения, посвящения. Следовательно, что означает тот факт, что искра огня сокрыта под оболочкой из трех рыбьих тел? При элементарном представлении наша человеческая природа делится на прочное ядро в центре и на существо, являющееся его оболочкой. Последнее разделено натрое: на вещественно-телесную часть, на часть из созидающих сил и на ту, что представляет собой оболочку души. С этими тремя оболочками, какими они проявляются в повседневном сознании, связаны у нас воля, чувства и мысли.

Задачей будущего для человека является извлечение индивидуального «я» из этих трех оболочек, иными словами, дальнейшее развитие воли, чувств и мышления, поднятие их на новую ступень.

Солнце и луна в данной руне «Калевалы» изображены пленниками. Ранее мы уже часто указывали на то, что в языке образов макрокосмоса луна соответствует мышлению, а солнце чувствам. Если луна и солнце, то есть мысли и чувства, показываются в плену и тем самым в затемненном виде, то этим описывается не духовная ситуация прошедшей эпохи, а трагическое положение, в котором находится человек нового времени.

Тела трех рыб, как мы вспоминаем, разрезаются при помощи упавшего с неба ножа с «золотой рукояткой» и с «серебряным лезвием». В лице золота и серебра мы опять же имеем связь с солнцем и луной. Логически переводя с языка образов, мы таким образом можем сказать: сами по себе небесные, то есть высшие силы чувств и мышления должны сквозь оболочки открыть путь к огненной искре индивидуального «я».

Мы бы вышли за пределы настоящей работы, если бы стали описывать, о каких именно силах чувств и мышления могла бы идти речь. Автору и без того понятно, что часть предыдущего изложения не для одной только группы людей покажется совершенно лишенной сути и беспредметной. А именно для тех людей, которые материалистически рассматривают человека только как заключенное в кожу телесное существо, а также и для тех, кто останавливается перед дуализмом души и тела, который принято считать непреодолимым. Однако как соматологическая психология нового времени, так и современное исследование мифов идут дорогами, которые не позволяют считать сказанное здесь настолько уж абсурдным, как это многим может показаться на первый взгляд.

Все сказанное говорилось с известной долей смелости. Ведь речь здесь шла об актуальности «Калевалы», которая незаметна без изменения привнесенных воззрений на человека и на мир. Вместе с такой эволюцией и благодаря ей в неисчерпаемых богатствах «Калевалы» наверняка откроются и другие тайны. Видимо, это будут такие заключенные в образной форме познания, которые будут настоятельно необходимы человечеству на пути из двадцатого века в третье тысячелетие после рождества Христова.

И тогда все более и более станет подтверждаться широта одного изречения Рудольфа Штейнера, который однажды сказал: «Насколько эпосы великого Гомера были важны для прошлого, настолько же «Калевала» станет важной для нашего будущего».

Метки: Европа, Финляндия, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments