vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Герберт Хан. О гении Европы. Россия. Земля-матушка, земля священная и тяжелая (начало)

(источник)

Легенда о Геракле повествует о великане Антее, сыне Земли. Если его покидали силы, ему стоило только притронуться к земле, чтобы получить новую силу. Кажется, в русском человеке есть что-то от Антея. Он чувствует к «матушке-земле» детскую привязанность. Мы говорили уже, рассказывая о местах ожидания, о людях, с удовольствием сидящих на земле. В прежние времена часто бывало, что люди при возвращении из дальней поездки опускались на колени и касались земли лицом. Похожее можно было часто видеть в церквях и часовнях.

У этого народа просторных далей, которому, как уже сказано, часто грозили холод и голод, земля особенно почиталась с древнейших времен как дающая хлеб. С хлебом у русского прочная связь. Это слово, заимствованное всеми славянскими языками из германского, запечатленное в позднейшем готическом «hlaifs”, относит нас к временам, когда хлеб приготавливался без брожения, поджаривался, как лепешка. Но русский уже давно ел не тот старонордический или древнееврейский хлеб, а приготовленный из кислого теста. С мешком засушенного и порезанного грубого ржаного хлеба в качестве единственной пищи в пути он мог в качестве паломника пройти много миль и утолять голод неделями. Жажда утолялась простой водой, кислым молоком, квасным напитком из того же хлеба, в редких случаях чаем. Этой способностью извлекать из простейшей пищи силы для преодоления больших нагрузок русский походил лишь на китайца, способного жить горстью риса. Впрочем, старая русская поговорка гласит: «щи да каша – пища наша». Но это больше относится к домашнему хозяйству. А хлеб – самая главная пища в пути, и не только на длинных дорогах, но и на жизненном пути.

Мы еще поговорим в другом месте о том, что в русской жизни оказались рано приглушенными дохристианские верования, упомянутые здесь уже несколько раз. Но в хлебе и в почитании хлеба они интенсивно проявляются. Хлеб считался рожденным матушкой-землей, но подаренным высшими небесными силами, священной силой солнца. Эта солнечная сила отражена в непереводимом и на сегодня воспринимаемом весьма поверхностно слове – слава.

Как ни откроешь русско-иноязычный словарь, слава переводится как «Ruhm”. Давайте же попробуем непредвзято обойтись таким переводом, послушав некоторые из многочисленных в прошлом строф старинного священного гимна.

                     Слава
          Слава Богу на небе, слава!
          Чтобы правда была на Руси, слава!
          Краше солнца светла, слава!        
          Чтобы большим-то рекам, слава!
          Слава неслась до моря, слава!
          Малым речкам до мельницы, слава!
          А эту песню мы хлебу поем, слава!
          Хлебу поем, хлебу честь воздаем, слава!
          Старым людям на потешение, слава!
          Добрым людям на услышание, слава!

Конечно, нелегко понять, что общего между правдой и известностью - “Ruhm”. Но полной бессмысленностью таковая “Ruhm” становится, когда она журчит в ручьях и крутит мельничные колеса, обмолачивающие хлеб. Слава изначально столь же мало “Ruhm”, как и возникшее из “gloria” французское “gloire”. В обоих случаях здесь в древние времена было обращение к полноте космического света и к божественным небесным силам, спускавшимся на землю в этом свете и вместе с ним. В озаряющем свете солнца виделось одно из их явных проявлений, но не единственное их проявление. Нет нужды утверждать что-либо на основе наблюдений почти невесомых. Но нет ли чего-то от этого элемента славы в том, что мы назвали мягким сиянием над землей?

В начальный период своей истории русский воспринимал хлеб как нечто очень связанное с силами славы. Видимо, отсюда одна из самых выразительных строчек приведенного гимна:

  А эту песню мы хлебу поем, слава!

И одновременно он воспринимал хлеб как соединение двух сил: святой силы свыше и не менее священной силы земли. С силами земли душа русского народа ощущала себя крепко связанной в первые столетия русской истории, в так называемые времена Рюриковичей. Это был одновременно и период, когда мимо России прошло все то, что в Европе исходило от Рима, римской культуры и латинского языка. Тем глубже древняя Русь – как тогда называли страну – попадала под влияние поздней греческой культуры. Отголосок ее, но отголосок хорошо слышный, был передан русским Византией. Он оказался действенным и чувствовался продолжительное время. Еще в начале девятнадцатого века из уст русского можно было услышать слова вроде: «Мы ведь по сути греки».

Хотя и есть старое изречение о том, что в имени заключено пророчество – nomen est omen – мы считаем неверным делать выводы по поводу имен или их комбинаций, если для того нет реальных причин. Это слишком часто ведет к игре увлекательной, но в принципе вводящей в заблуждение. Однако действительность многообразна. И может случаться так, что в поворотные или решающие моменты истории понятное уму и ощущаемое интуитивно непосредственно соединяются. Действие, запечатленное человеческим зрением, одновременно становится еще и символом. Так, наблюдателя увлекает и заставляет задуматься тот факт, что в двух важнейших моментах русской истории появляется по Дмитрию. Demetrius – по-русски Дмитрий либо Димитрий - по своему имени был сыном Деметры, матери земли, покровительницы земледелия. Оба носителя этого имени относились еще к периоду Рюриковичей, ко временам отчасти варяжско-викинговским, отчасти окрашенным в греческое.

Первый Дмитрий в четырнадцатом веке победил татарское нашествие в знаменитой битве на Дону. Тем самым он положил начало освобождению от наложенного на Россию векового татарского ига. Под именем Дмитрий Донской вошел он в историю.

Другой Дмитрий был в конце шестнадцатого века убит в детском возрасте в Угличском монастыре под Москвой. Это случилось при регентстве боярина Бориса Годунова, которому тогда и впоследствии преступление непосредственно вменялось в вину. Осталось неизвестным, был ли Борис Годунов действительно организатором убийства. Известно, что со смертью Дмитрия угасла династия Рюриковичей на московском царском троне и что за этим последовали те годы русской истории, которые называют «темным временем», «временем смятений» – смутным временем. В то время ослабленная в центре Россия стала объектом иноземных нападений и претензий. «Смутное время» завершилось, когда после одного из народных восстаний на московский трон взошел первый из Романовых. Это праздновалось как «победа русского народа». Здесь переплетение различнейших факторов, своего рода исторический круговорот, вокруг которого была сочинена «fable convenue”. Определенная часть истории – это воспринятая и постепенно узаконенная сказка, как ее определяет французское выражение. Фридрих Шиллер с его гениальной исторической интуицией понял, как много узаконенной сказки заключено в преданиях о времени второго Дмитрия. Его видение этого вопроса побудило его написать драму о Дмитрии, которая осталась фрагментом.

Fable convenue состояло прежде всего в том, что приходом Романовых якобы была зафиксирована победа русского народа. Факт, однако, в том, что с этого времени началась эпоха русской истории, гораздо более чуждая сущности русского народа, нежели во времена Рюриковичей. «Греческие течения» вытесняются, а обозначенное в самом имени Романовых влияние римское выражается в развитии имперских и экспансивных наклонностей, в корне чуждых русскому. С другой стороны, происходит и поворот к факторам более трезвым, более рационально-интеллектуальным, которые были нужны, чтобы прочнее поставить русского человека на землю. Ведь будучи поначалу сверходаренным в области иррационального, в избытке чувств и слепых душевных сил он подвергался опасности. Опасности просто скользить или парить по лучам света вместо того, чтобы действительно идти по свету.

Да и то было ясно: Дмитрий был мертв, то есть значимость глубинных сил земли стала надолго незаметной, неощутимой.

То, что в начале душа русского народа познала святость этих сил и повернулась к ним сильнейшим образом, следует и из одного названия, и из старинной легенды….

Метки: Европа, Россия, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments