vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Москве следует больше опасаться резкого снятия санкций, нежели введения дополнительных

taira_koremochi пишет 30 янв, 2020 в 22:57 в посте Путинонезависимость

Любопытно было дождаться реакции Запада на послание Путина и смену правительства Медведева. И вот собственно она последовала в виде своеобразного отчета:

-------------------------- начало цитирования

Россия: после адаптации к санкциям экономика остается в крепком здравии (Financial Times)

По словам аналитиков, Москве стоит больше опасаться снятия ограничений, чем введения дополнительных мер

Financial Times, Великобритания
30.01.2020
Генри Фой (Henry Foy)

Пять лет назад российская экономика балансировала на грани. После вторжения Москвы в Крым и аннексии в марте 2014 года западные страны ввели в отношении России мощные экономические санкции, что при попутном резком падении цен на нефть могло поставить Кремль на колени.

Тем не менее, по многим показателям экономика России в 1,7 триллиона долларов, похоже, находится сегодня в лучшей в форме, чем мы могли наблюдать в течение некоторого периода времени. Она демонстрирует более медленный, но при этом более стабильный рост; был создан суверенный фонд в 124 миллиарда долларов; экспортеры нашли новые рынки, а импортеры — альтернативы внутри страны.

По мнению некоторых экономических аналитиков, Москве следует больше опасаться резкого снятия санкций, нежели введения дополнительных. «Самая большая опасность для российской экономики возникла бы, если бы в один прекрасный день Соединенные Штаты проснулись и сняли все санкции, — говорит высокопоставленный чиновник, консультирующий российский Центральный банк. — Возник бы массовый приток капитала, взлет курса валюты, и вся политика правительства была бы уничтожена. Это было бы катастрофой».

То, что Россия оказалась в столь, казалось бы, абсурдной ситуации, является результатом осторожной налоговой политики Кремля, экономической адаптации, произошедшей за годы существования под воздействием западных ограничений — и огромной доли везения.

Санкции, введенные в несколько этапов США, ЕС и другими странами с 2014 года, включают в себя запрет на передвижение ряда известных лиц, исключают возможность долгосрочного финансирования некоторых крупных корпораций и запрещают помощь российским нефтегазовым компаниям в Арктике в сланцевых и оффшорных проектах.

Кое-кто из экономистов утверждает, что общая экономическая картина в России сегодня лучше, чем она была бы в отсутствие каких бы то ни было санкций.
Однако упорство Москвы поставило под сомнение воздействие экстратерриториальных ограничений, введенных США и ЕС, и их ценность в качестве внешнеполитического инструмента.

«Экономика России оказалась намного более стойкой, чем многие предполагали в 2014 году», — говорит Софья Донец, экономист «Ренессанс Капитал».

В то время как президент Владимир Путин заявил, что «ничего хорошего в санкциях» нет, на своей ежегодной пресс-конференции в прошлом месяце, он добавил: «Но наша экономика — я могу сказать это с полной ответственностью — смогла адаптироваться к внешним шокам, а тем временем наша национальная валюта стала на самом деле намного более стабильной, даже при возможных колебаниях цен на энергоносители».

Реакция России на санкции была сосредоточена в трех ключевых областях. Во-первых, она затянула пояс, сократив свои государственные расходы и заставив банки и крупные корпорации привести в порядок свои балансовые ведомости. Это было отчасти связано с сокращением зарубежного кредитования, вызванным санкциями и настроениями инвесторов, а отчасти — с ощущением, что экономике требуется подстраховка.

Во-вторых, она потратила триллионы рублей на программы, направленные на создание отечественных заменителей импортируемых товаров, в то время как для стимулирования местного производства был введен запрет на импорт пищевой продукции из ЕС.

А в-третьих, произошел пересмотр того, как Россия тратит свои огромные доходы от продажи нефти и газа. Доходы от экспорта энергоносителей, превышавшие определенный уровень, были перенаправлены в фонд национального благосостояния, что положило конец тенденции взлетов и спадов, вызванной государственными расходами, связанными с ценами на нефть. Это также почти в одночасье уничтожило зависимость, из-за которой подвижность рубля была непосредственно связана с энергетическими рынками.

Результаты оказались впечатляющими. На всех трех уровнях российского правительства наметился профицит бюджета в 2018 и 2019 годах, а общий государственный долг России составил около 15% ВВП. Средний показатель в ЕС составляет 80%. С конца 2015 года международные валютные резервы России выросли почти вдвое до 542 миллиардов долларов в конце ноября, это самый высокий показатель с 2011 года, близкий к рекордному уровню, достигнутому в 2008 году. Подъем переживает сельскохозяйственный сектор: в 2017 году производство пшеницы достигло исторического рекорда; и Россия заработала рекордные 24 миллиарда долларов на сельскохозяйственном экспорте в прошлом году, что более чем в два раза превышает доходы от экспорта вооружения.

А благодаря относительно устойчивому росту цен на нефть с 2014 года и успешному использованию фонда благосостояния в начале декабря Россия накопила 124 миллиарда долларов, что составляет около 7% ВВП.

Джеймс Роуф (James Roaf), глава миссии МВФ в России, связал сложившуюся экономическую ситуацию с «присоединением Москвы к прочной макроэкономической структуре, поддерживающей экономическую активность за счет снижения неопределенности, поддержания уровня инфляции под контролем и обеспечения уверенности в курсе обмена валют».

Тем не менее, экономический рост еще далек от уровня, на который рассчитывает Кремль. Согласно независимым исследованиям, реальный рост ВВП составил всего 1,2% в прошлом году и будет находиться на уровне 1,6% в этой году, а в 2021 году составит 1,8%. Это сопоставимо с 3,8% в 2012 году, и Путин потребовал от правительства найти способ повышения уровня ВВП.

Многие наблюдатели считают, что санкции, по меньшей мере, сдерживают эти показатели, ссылаясь на резкое сокращение прямых иностранных инвестиций — со среднегодовых 54,5 миллиарда долларов в период с 2011 по 2013 год до 19,2 миллиарда долларов в период с 2015 по 2018 год — в качестве основного фактора.

Целенаправленные санкции также оказали неоспоримое воздействие. Введение США персональных санкций против Олега Дерипаски и некоторых других ведущих бизнесменов в 2018 году фактически отрезало все их компании от мирового рынка, ударив по ряду наиболее важных промышленных групп России.

Меры по ограничению инвестиций и передачи технологий российской энергетической отрасли в некоторых областях, таких как сланцевое, морское или арктическое бурение, вызвали беспрецедентные среднесрочные последствия, учитывая длительный период созревания энергетических проектов.

«Международные санкции, обладающие значительным воздействием на усиление неопределенности в бизнесе, сдерживают как международные, так и внутренние инвестиции, и сокращают интеграцию России на международном рынке», — отмечает господин Роуф после своего недавнего визита в Россию.

Однако экономического краха, которым России угрожали, не произошло, и Кремль, похоже, не подает виду, что его подобные меры пугают. Зато он ищет новых друзей в Азии и Африке, чтобы частично компенсировать спад в западной торговле и инвестициях. Торговля с Китаем выросла на 53% за последние три года, достигнув объема в 107 миллиардов долларов в 2019 году, а недавний саммит, организованный Путиным, привлек 43 глав государств и правительств из Африки.

«На самом деле мы поддерживаем полную нормализацию, особенно если учесть, что ни одни из этих санкций в действительности не эффективны, — заявил Путин в прошлом месяце. — Действительно, эта политика вызывает у нас проблемы, но в ней есть и выгоды, и они вполне очевидны».

---------------------------------- конец цитирования


[Spoiler (click to open)]Правительство Медведева занималось подготовкой к кризису. Запасало и отсекало всё, что гипотетически помешает России пройти острую стадию кризиса с минимальными потерями. Западные санкции в этом смысле стали дополнительным условием для лучшей подготовки, обеспечивая многие его элементы ещё до фактического наступления. При этом они не носили шокового характера. Из-за того, что сам Запад с одной стороны был уверен, что и этого хватит, а с другой Запад не был уверен, что обрезая русскую экономику, не спровоцирует обвальное развитие кризиса.

Такая деятельность по явной экономии без видимых проявлений самого кризиса вызывала недоумение. Обыватель в этом смысле ориентируется не на скучные цифры, а на реплики в СМИ. Характерный пример нынешний гвалт вокруг вируса в Китае. Поэтому русское общество и часть экспертов воспринимали деятельность правительства Медведева отрицательно, обвиняя его в создании инвестиционного кладбища и снижении реальных доходов. С 12 года велась последовательная адаптация к новым кризисным условиям. В 19 году эта работа была завершена. И правительство Медведева оказалось перед задачей к которой принципиально не было готовым. Что отразилось в проблемах с выполнением национальных проектов.

Что бы не рассказывали ученые экономисты, экономическая теория и практика существую независимо друг от друга. Экономическая практика строится на опыте и его анализе. Опыте своём и чужом. В результате практические экономисты как лётчики разных специальностей. Одни бомбардировщики, другие истребители. Все они могут управлять самолётами, но специализация на даёт возможности быть успешным в обоих амплуа. Для адаптации необходимо время на переобучение, то есть овладение новой практикой. В соответствии со своей специализацией правительство Медведева не могло успешно заниматься созданием системы внутреннего инвестирования. Национальные проекты это не столько вливание денег в экономику сколько создание национальной инвестиционной системы. Свадьба необходимая для новой семьи. Медведев объективно не мог с тем же успехом, с каким он занимался экономией перейти к совершенно другой деятельности. Как принято в экономических реалиях это выяснили опытным путём.

Российская элита поняла, что без нового экономического цикла получить систему внутреннего инвестирования не получится. Переход к новому циклу автоматически означал отставку Медведева. Запуск нового экономического цикла Путин объявил в послании. Но новый экономический цикл обязательно сопровождается изменением политической реальности. Которую начали создавать через изменение Конституции. И новая политическая реальность это не транзит власти, а отсутствие путинозависимости.
Tags: Россия, санкции, экономика
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment