vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Герберт Хан. О гении Европы. Испания. И вновь о танце.

(источник)

Свойствам головы, которые тоже противостояли арабизму, в Испании противодействуют не только духовные силы, обозначенные в предыдущих разделах. В человеческом существе голова и ноги совершенно зримо для каждого представляют собой полярность между разумом и чувствами. Ноги своими движениями могут исправлять тот вред, который может нанести голова с ее свойством застывать в неподвижности. И без преувеличения можно сказать, что мрачная тень абстракции, грозившая заслонить собой страну и людей, каждый раз растаптывалась круговоротом топающих ног. Танец был и остался естественной реакцией на односторонности испанского ландшафта, и таким образом он представляется лекарством, полученным из рук самого Бога.

   Но является ли он только реакцией, а не самой по себе акцией – творчеством, вносящим в жизнь молодую струю?

   О соотношении между языком и танцем речь уже шла. Может быть, будет хорошо вспомнить, что в различных праздничных шествиях, играх и танцах обнаруживаются отголоски старых обрядов. Что-то такое, что сковывает силы демонические и возвышает силы человека. Смерть и дьявола, страх и страсть следует повсюду отлавливать в высших сферах, в которых человек хочет отстоять свое человеческое; дремлющие же в нем силы гнева должны приглушаться до степени мужественной грации.

  В разнообразии, темпераменте и в красочности испанских народных танцев мы еще раз увидим все испанское. Можно увидеть растворенный ритмом  элемент застывшего, абстрактного и мертвого в щелканье кастаньет, которые не только аккомпанируют коротким, глухим, почти металлическим звукам других инструментов, но чаще продолжают мелодию. Заколдованная в человеческом скелете удивительная музыкальность здесь хотя бы частично расколдуется и проступает наружу. В движениях отдельной танцовщицы или отдельного танцора, как и в движениях играючи борющихся друг с другом или убегающих друг от друга пар или групп темпераментно перемешиваются и грациозно нейтрализуют друг друга сила и страсть. В испанском танцоре каким-то образом воплощается и участник боя быков, который  проходит всю шкалу огненной силы и ловкости от чуло к пикадору и матадору.  Но превращение в эти образы только лишь обозначается, оно символическое. Захваченное легкостью, преодолевающей тяжесть земли, оно, кажется, торопится к каким-то рубежам, но на самом деле никогда не стремится их достичь. И все это вместе и вперемежку, и все же по строгим законам отступов и приступов,  - все это испанский танец.

   Не следует забывать и тональности цыганской страсти и тоски, чтобы хоть как-то охарактеризовать живущую в этом танце поразительную иррациональность.

   Важно иметь в виду этот фоновый мотив танца в сфере ощущений испанской души. Может случиться так, что далеко за пределами Испании и испанской культуры эта душа станет целительницей застывшей в абстракциях культуры европейского полуденного мира. Она могла бы внести дионическое омоложение в искусство и особенно в музыку.

   Кроме того, она то в родстве, то в противопоставлении другим культурам народов Европы делает их более ощутимыми и понятными. По родству мы нащупываем определенный элемент французской культуры. Предвосхищая эту французскую сферу, которую мы еще будем рассматривать подробно, мы уже сейчас вправе сказать: она не будет ясной, если оставить без внимания те тонкие динамичные факторы, которые были принесены с юго-западной границы Франции, из Испании. Многое может быть объяснено германскими, кельтскими и вульгарно-латинскими элементами. Но не из всего этого состоит шарм “douce France”. Например, из “esprit gaulois” мы можем понять, как Франция смеется. Но от этого мы никогда и нигде не поймем, что сподобило француза Бизе заставить танцевать его «Кармен».

   Противоположностью испанского танца является танец русский. И о нем мы еще будем разговаривать. Трудно себе представить, сколько полезного для психологии европейских народов получилось бы, если бы мы оказались в состоянии растолковать различия  между испанским и русским танцами. А между ними, видимо, находится танец венгерский. 
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments