vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Герберт Хан. О гении Европы. Нидерланды. Язык творят и дамбы, и плотины.. (начало)

(источник)

Герберт Хан. О гении Европы. Нидерланды. Язык творят и дамбы, и плотины, и все, что между ними (начало).

Можно предвидеть, что нидерландец должен был позаимствовать выражения из своей первичной деятельности так же, как он был вдохновлен на это водной стихией, с которой он боролся и которую любил. Таковая первичная деятельность заключалась в возведении дамб и плотин. Между ними бесчисленные людские судьбы и целый период истории народа. И потому самое худшее, что может случиться со страной, - это сотрясение дамб и плотин стихиями или другими силами. Вот почему, если нидерландец хочет сказать, что происходит нечто ужасное, разрушительное, все сметающее, то он восклицает: «Это разносит дамбы и плотины!» - “dit breekt dammen en dijken door”.

Если же нидерландец изо всех сил противодействует нежелательному событию, то он «дамбу против этого воздвигает» - “hij werpt een dam op tegen”. В глазах народа плохо уже и то, если дамба недостаточно охраняется, тем более если из-за небрежного присмотра ее можно перейти. И поэтому там, где не оказывается привычного обеспечения или надзора, там «ограда ушла с дамбы» - “’t hek is van den dam”. Опасение, что если сошла с рук одна небрежность, то за ней последуют и другие, выражается словами: «Одна овца через дамбу прошла – будут и другие» - “als een schaap over den dam is, volgen er meer”.

Там, где чувствуешь себя как дома, в полной безопасности, там ты «на своей дамбе». В этом случае слегка расслабляешься, может быть, даже открываешь рот чаще обычного, потому что «дерзок петух на своей дамбе» - “een haan is stout op eigen dam”.

Наконец, даже прием пищи рассматривается как возведение дамбы против голода. Ведь кто хорошо поел, тот удовлетворенно говорит: «Хорошую дамбу я себе засадил» - “ik heb er een goeden dam in gezet”. Самое же печальное, если против своей воли «с дамбы долой» – “den dam af”, ведь это значит то же самое, что быть уволенным.

Для плотины хорошо, если она обложена большим слоем дерна. Если какая-нибудь вещь мало помогает или приносит мало проку, то о ней говорят: «Это дерна на плотину не несет» - “dat brengt geen zoden aan den dijk”. А просто так быть на плотину поставленным представляется незавидным, потому что значит то же самое, что «с дамбы долой» – “den dam af”.

Мир дамб и плотин дает образ и для процесса зачастую трогательного, когда кто-то проливает много слез: «пустить воду над плотиной» - “het water over den dijk laten lopen”. По выражению чувствуется, что отнюдь не сострадание вложено в него в первую очередь здравыми и реалистичными голландцами.

Возведение дамб и плотин, защита и безопасность страны немыслимы без еще одного древнейшего вида деятельности, существовавшего не только в этой стране, но и на большей части земли, - без установки и забивания свай. Кажется, и этот вид деятельности буквально вошел в кровь нидерландцев. И если у норвежца, как мы еще увидим, в голове и поныне отдается эхом грохот молотков, принадлежащих сказочным существам гор, то у нидерландцев продолжают звучать тараны и молоты их предков.

Крепко вколоченная наконец-то свая у взрослого жителя страны в прошлом должна была вызывать такое же ощущение счастья, какое чувствует и сегодня любой ребенок, сделавший свой первый шаг. И в первом, и во втором случае переживается что-то вроде начала личных достижений.

Для нидерландца, если факт или истина неоспоримы, то они «как свая над водой» - “als een paal boven water”. Подобным же образом уверенность в наличии какой-либо вещи выражается словами: «Это так же твердо, как свая» - “dat is als een paal zo vast”. В области больше нравственной «ставят сваю и загон», например, для дурной привычки, от которой хотят отделаться – “paal en perk aan iets stellen”. Держать себя в руках – значит «быть на сваях» - “binnen de paalen blijven”; это выражение, пожалуй, еще чаще встречается в варианте “binnen de perken blijven”. Если что-то является совсем неслыханным, то оно «переходит все сваи» - “dat gaat de palen te buiten”.

Если хотят сказать, что в каком-то деле достигнут решающий момент, что теперь все результаты налицо, то говорят о том, что «свая идет в выкопанную яму» - “putje bij paaltje”. Когда образность этого выражения утратила четкость, появился вариант, видимо, народно-этимологический: “als Pietje bij Paaltje komt”.

Однако даже и едва заметно для говорящего или слушающего, но образ сваи сопровождает голландца вплоть до тончайших духовных функций вроде понятийных суждений, умозаключений, определений. Определяемое “bepaald”, то есть «ставится между нужных свай». И это опять же характерно для того, как нидерландец создает свои понятия. Bepalen – это не ограждение кольями понятий и мнений, как это легко может показаться. Это всего лишь правильное отграничение и тщательное взвешивание в соответствии с потребностью в духовной чистоте. И если мы задержимся на этом моменте, то перед нашим внутренним взором уже появятся, как бы представляясь, два важнейших и прекраснейших творения нидерландской культуры – «Стаалмеестеры» Рембрандта и «Этика» Спинозы.

Процедурой безвкуснейшей прозы и плоского здравомыслия является, конечно, зазубривание определенного научного материала, которым студент или ученик должен заниматься все время, но больше всего перед экзаменами. В нидерландском языке соответствующим этому образным речевым оборотом будет забивание свай. И когда данные засели так, что есть перспектива удержать их надолго, если не на всю жизнь, то говорят “de jaartallen zitten er ingeheid” - то есть «забиты». Одновременно здесь и образ, который может заставить задуматься психологов и педагогов.

Далее мы возьмем только отдельные характерные моменты нидерландского пейзажа и нидерландской жизни, чтобы увидеть, какой след они внесли в сокровищницу языковых образов. Для начала мельница – по-нидерландски “de molеn”. В прежние времена мельница была, видимо, самым подходящим местом, где ожидавшие, пока мололось зерно, спокойно общались друг с другом и сопровождали скрип мельничных колес столь же непрерывной болтовней. Очевидно, это было подходящее место для распространения всевозможных слухов, для сочинения в свое удовольствие едких сплетен. И потому нидерландская народная молва говорит, что «на мельнице и на кузнице вранье наверняка», что его там можно ожидать уверенно “in den molen en in de smis, daar zijn de leugens gewis”. И в подтверждение этому южнонидерландская поговорка утверждает, что «от слухов враки по стране идут» – “van horen zeggen komen de leugens in’t land”.

Если кому-то хотят сказать, что сообщаемое им уже давно известно, то говорят: «Это уже давно на мельнице» - “dat is al lang in den molen”. С другой стороны, особенно глупо «уносить с мельницы немолотое зерно» - “het koren van den molen zeulen”, - это образное выражение о вредящем самому себе. В шутливом задоре фантазия даже сравнивает с мельничными колесами оба ряда зубов. Если с зубами что-то не так, то говорят: «у меня мельница больше не мелет» - “mijn molen maalt niet meer”.

Метки: Европа, Нидерланды, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments