vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Category:

Герберт Хан. О гении Европы. Англия. Шекспир стоит всех колоний (продолжение)

(источник)

Из других образов итальянских женщин, которых Шекспир воссоздал или хотя бы которым дал только имя, нас, пожалуй, никто не захватывает сильнее Дездемоны в «Отелло». С точки зрения наивной в ее лице миру представлен образ ангельской невинности, которая была оплетена коварной злобой и погублена бешеной ревностью. Но если заглянуть поглубже, то этот образ, как и вся драма вокруг него, являются весьма запутанной психологической загадкой.

Дездемона, как на то, кажется, указывает и само ее имя, является юной женщиной, почти девочкой, в душе которой не может скрываться ничего демонического. Оно выставлено за дверь раз и навсегда. Поначалу в своем сатанинско-разрушительном облике, а потом и в том гениальном творческом виде, в каком его познал и им восхищался Гете в его более поздние годы. Отсутствие гениально-демонического приводит к тому, что в живущем в Дездемоне хорошем начале недостаточно крови. Конечно, и в ней проявляется извергающаяся потоком итальянская чувственность, которую мы видели в Джульетте. Но речь идет о чувствах, перенесенных в детство, и даже скорее всего о слишком задержавшихся в детстве. И даже такая детсткость при всей ее наивности не производит впечатления свежести. Нам все время приходится вспоминать, что Дездемона как дочь венецианского сенатора родом из высшего сверхкультурного общественного слоя. И потому ее детскость странным образом выглядит несколько устаревшей и усталой.

Отелло же со своей стороны относится к той черной расе, о которой мы уже кое-что сказали в главе о Голландии в связи с Рембрандтом. Мы говорили, что знаменем этой расы является надежда – надежда в глубоком смысле, еще подлежащем осмыслению. Нидерландский врач и этнопсихолог Цейльманс ван Эммиховен в еще одном аспекте указывал на живущую в черном человеке стихийную силу веры: такую силу веры, что перед ней всего лишь тенью выглядит то, что духовно живет в миллионах других людей. Если эти силы веры и надежды в сердце черного человека развернуть, то они окажутся столь же стихийными силами недоверия и отчаяния. И в позитивном, и в негативном их значении здесь чувства и воля весьма «полнокровны».


Таким образом, между Дездемоной и Отелло налицо напряженность. Без нее сатанинский посев подлого Яго никогда бы не взошел. Поскольку Дездемона и впрямь «недемонична», то зло и разрушение могут накапливаться перед вратами ее души и в конце концов совершить насильственное вторжение. Назревающий конфликт еще более усиливается духовной атмосферой Кипра, где разыгрываются последние акты. Не случайно это место некогда освящено богиней любви Афродитой. Здесь полнокровие проявляет себя. Дремлющим в крови демоническим разрушительным силам должны противостоять полнокровные силы добра. И поскольку таковых нет, то это и есть глубинная причина трагического исхода.

И все же образ Дездемоны, созданный для нас Шекспиром, выделяется из мглы зла и подлости с почти рафаэлевской чистотой и прелестью. Не в последнюю очередь это исходит из трогательной вечерней сцены в четвертом акте, где Дездемона, не зная того, ложится спать в последний раз. Здесь мы видим Шекспира мастером многослойной живописи, мастером того искусства, которое сильнее проявилось только в модернизме.

Мы находимся на Кипре, и беседа происходит между детьми юга, или это, если угодно, легкий разговор о разном. Знатная венецианка беседует со служанкой, ухаживающей за детьми. Конечно, можно сказать, что Шекспир не в такой уж степени учитывал ландшафтно-географические особенности, как это делали поэты или писатели в более позднее время. Но перед ним постоянно очерченный определенным образом духовный пейзаж. И в эту обстановку вдруг входит и наполняет ее собой странный печальный звук, песнь об иве..

Бедняжка сидела в тени сикоморы,вздыхая,
О, ива, зеленая ива!
Склонившись к коленам головкой, грудь ручкой сжимая,
О, ива, зеленая ива!

Ручьи там бежали и стоны ее повторяли
-О, ива, зеленая ива!
А горькие слезы и жесткие камни смягчали.

…….

О, ива, зеленая ива!
Его обвинять не хочу я...

……..
Я другу сказала: "Изменник!"
И что же он мне отвечал
О, ива, зеленая ива!
"Люблю я всех женщин - люби ты
мужчин всех", - вот так он сказал.
О, ива зеленая, ива! (46)

Северной балладой с чрезвычайно красноречивыми недоговоренностями звучат из уст венецианки по-народному простые, по-народному милые слова. Южная природа никогда бы ничего не добавила к образам этой простенькой песенки. Но за словами, которые сами будто покрывало, несказанное страдание израненной человеческой души. За ними один единственный ужасный сдавленный крик и сдерживаемый поток слез. И в минуту, когда она собирается уходить, перед нами вся Дездемона. Душа ее поистине в крови, но в той крови, что истекает из невидимой сердечной раны.

Двойное звучание, введенное здесь Шекспиром, а также затронутые им незримые и неслышные слои чувств растолковал для наших дней Верди, переработавший «Отелло» в оперу. В песне об «Иве – иве – иве», в его “salice – salice – salice” великий итальянец дал нам услышать то, что иначе осталось бы не услышанным. Но по большому счету ему это удалось потому, что он перерос свое итальянское начало и погрузился в сферу британского гения, подобно тому, как в свое время Шекспир создавал наиболее великое в теснейшей близости с гением юга.

Примечания переводчика: 46. Перевод Петра Вейнберга СПб., "Издательский Дом "Кристалл"", 2001

Метки: Англия, Европа, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments