vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Герберт Хан. О гении Европы. Англия. Сад гесперид. Заключительный аккорд

(источник)

Как рассказывается в греческих мифах, на свадьбе Зевса и Геры все боги приносили олимпийской чете свои дары. И богиня земли Гея не хотела отставать от других. На западном берегу Океана она вырастила дерево, приносившее золотые яблоки. За садом должны были ухаживать дочери ночи геспериды, а стоглавый дракон, глаз которого никогда не смыкал сон, охранял дерево.

Геракл, уже совершивший множество великих подвигов на службе Эвристиду, получил приказ проникнуть в сад гесперид, сорвать с охраняемого драконом дерева золотые яблоки и доставить их в Грецию. Эвристид был хорошо наслышан о грозивших при этом герою страшных опасностях и надеялся, что на этот раз наверняка погубит его. Но Геракл не знал пути к саду гесперид. Сначала он блуждал по стране, спрашивал дорогу у кого только мог и мужественно преодолел многие приключения. Наконец, он пришел на Кавказ, где освободил от цепей прикованного к скале Прометея. Тот из благодарности показал ему долго искавшийся путь. Геракл должен был все время идти на запад, в страну, где великан Атлант держал на своих плечах небо. Там он и будет вблизи от дерева с золотыми яблоками. Но Геракл должен поостеречься самому срывать яблоки с дерева. Эту задачу ему следовало препоручить великану Атланту.

В конце концов Геракл пришел в страну Атланта и уговорил его посодействовать его просьбе. Великан поставил лишь одно условие: поскольку он не мог бросить небесный свод, то Геракл должен был подержать его, пока будет происходить похищение яблок.

Геракл согласился. Великану удалось перехитрить гесперид и убить дракона, предварительно усыпив его. Он вернулся к Гераклу с тремя золотыми яблоками. Но он бросил их к ногам героя и насмешливо воскликнул: «Теперь давай ты держи на плечах небесный свод, а с меня уже довольно этой ноши». Только хитростью Гераклу удалось освободиться от страшной тяжелого груза. Он отправился в долгий путь на родину и принес Эвристиду золотые яблоки. Но Эвристид почему-то счел ниже своего достоинства сохранить плоды. Он положил их на алтарь в храме Афины Паллады. При посещении своего храма богиня испугалась нежданным жертвенным дарам. Она знала, что у ценных плодов было другое назначение. Она поспешно взяла золотые яблоки и отнесла их обратно в сад гесперид.

Так в мифе о Геракле. Как и всегда в настоящей великой мифологии, здесь в образной форме передаются истины, значимые для всего человечества, но разгадать их можно только постепенно. В последних подвигах Геракла, к которым относится и поход к саду гесперид, дело касается таких истин и таких событий, которые и сегодня еще только в будущем. Очевидно, речь идет о тайнах, связанных с Западом. И будет хорошо, если мы еще какой-то миг, хотя бы только гадая и нащупывая, поглядим на эти тайны, прежде чем перейдем к другой важной части Европы – к скандинавскому северу.

Выделяя только первое, что бросилось в глаза, обратим внимание на три детали. Совет о том, как получить яблоки и какой путь избрать к ним, был дан Прометеем. Срывавший эти плоды держал на себе небесный свод. А Афина Паллада сочла их недостойными себя и отнесла назад на далекий от Греции запад.

Получение совета от Прометея не может означать ничего иного, как потребность для этого пути в огне, похищенном у богов. Огонь, зажженный в сознании и в самосознании личности, должен гореть в том, кто ищет путь к саду гесперид. Это мы должны предполагать как данность. Оставим пока в стороне поддержание небесного свода и спросим себя, что значит странное поведение богини Афины. Афина Паллада, или Миневра, была покровительницей той культуры, которая зиждилась на знании и науках. Вместе с греками, как передовым отборным отрядом, по пути Афины – Миневры должно было пойти все человечество в полуденном мире, все значимые носители европейской культуры. К такой культуре, то есть ко всему, что строится преимущественно с использованием рассудка и разума, яблоки гесперид не подходили. С ними должна быть связана тайна, которая выходит за рамки эпохи Миневры.

Мы должны добавить к этому и еще одно. “Ex oriente lux” – «Свет с Востока», - так звучал эпиграф к первому акту европейской истории. В этот сиявший с Востока, но постепенно угасавший свет включалось и все то, что исходило от Афины Паллады. Восток глядел на себя гордо и смотрелся авторитетно, а запад, которому надо было нести мудрость и науку, выглядел немым и бесцветным. Но самые последние исследования, позволившие нам соприкоснуться с иберийскими мистериями, с древними святынями шотландцев, ирландцев и других племен, ясно показали, что когда-то на Западе горел свет, бывший совершенно независимым от Востока. Он излучался не только мудростью, но питался и жизненными соками, все еще притекавшими с незапамятных времен Атлантиды. Расплавленным золотом влился он в нижние слои той культуры, которой суждено было развиться преимущественно на британских островах. Здесь он пребывал в ожидании тех времен, когда его поднимут. Великие художники этой страны сознательно черпали из этого золотого запаса, и творцам ее будущего предопределено то же самое. Все это самым глубинным образом связано и со все еще сокрытым сокровищем Шекспира.

Что мы, в принципе, имеем в виду? Мы говорим, что яблоки в саду гесперид и поныне еще не сорваны, но что они хотят быть сорванными, даже должны быть сорваны. Видимо, это дело не только британское, но и всей Европы. Но в любом случае дело «гесперидовое», то есть относящееся к полуденному миру, к Западу.

Устранены ли уже препятствия на пути в сад гесперид? Прометеева искра самостоятельного «я» горит, и ее раздувает душа народа. Доросли ли мы до силы Атланта? Это большой вопрос. Речь идет о том, чтобы принять на себя небесный свод, развить такие силы, которые по-настоящему овладеют космосом. Сомнительно, что мы уже сейчас можем сделать это при нынешней астрономии и физике, какими бы достойными восхищения они ни были. Или все же речь идет о том, что нужно создавать новую, более глубокую и более высокую науку о небе?

Как бы то ни было, но сад гесперид здесь, и он ждет. А гордому древнему изречению “Ex oriente lux” мы ясно и спокойно противопоставим новое и смелое: «И у Запада есть свои тайны» – “The west, too, has its misteries”.

Метки: Англия, Европа, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments