vchernik (vchernik) wrote in 3geo,
vchernik
vchernik
3geo

Categories:

Герберт Хан. О гении Европы. Норвегия. От глубокого сна к бодрости ясной и твердой (начало)

(источник)

Вновь и вновь приходится удивляться справедливости слов “les extremes se touchent” – крайности, противоположности сходятся, соприкасаются.

Рассматривая крайний юго-запад Европы, мы в Португалии нашли черты, свойственные европейскому востоку, России. Бросается в глаза, что история крайнего европейского северо-запада, история Норвегии по крайней мере на начальных этапах обнаруживает значимые параллели с русской историей. Согласно древнейшей русской хронике, раздробленные племена северных славян впервые были объединены в 862 году под руководством варяжского князя из племени рус. В году 872-м Харальд Хорфагер после битвы при фиорде Гафер создал единое большое государство из отдельных разрозненных норвежских государств «фюлькеров». Согласно преданию, в конце десятого века, в 988 году, Святой Владимир в Киеве принимает христианство и крестит народ. В Норвегии христианство вводится около 1000 года Олафом Трюгвасоном, павшим в битве при Свольдре. В России Ярослав Мудрый правил в 1015 – 1054 г.г., а в Норвегии Олаф Святой в 1015 – 1030 годах. Оба обменивались посольствами, и кто в Киевском соборе Святой Софии посмотрит на величественный облик Святого Михаила, перед которым Ярослав останавливался каждое утро перед многочасовыми уединениями в часовне Варлаама и Иосифа, тот и сегодня почувствует, что обмен мыслями между князьями не был тривиальным.

В викингах был великий всепланетный дух, который в эпоху после появления христианства был, может быть, первым космополитическим импульсом. Но на востоке, как и на западе Европы он оказался затененным другими историческими факторами и в конце концов был воспринят душой народа как духовная функция, как непрерывное стремление вдаль. Норвегия после блестящего расцвета пережила внутреннее и внешнее раздробление, а после того, как страну постигла тяжелая чума, она на долгое время погрузилась в своего рода колдовской сон.

В этом колдовском сне тоже можно увидеть параллели с судьбой восточной Европы. Но, как подчеркивал Шекспир в монологе Гамлета «Быть или не быть», важно то, какого рода сны снятся. Отблеск прежних времен столетиями был над «сном», то есть над всей тихой и уединенной от мира жизнью, которую вело само с собой весьма немногочисленное население. Прекращение космополитической миссии вовсе не влекло за собой угасания космического сознания. Напротив, все связанное в мифологические времена со вселенским духом, все это было донесено норвежским народом в самых сокровенных глубинах души до ворот нового времени.

В удивительном народном произведении, восходящем, очевидно, к очень древним временам, показано, что мог видеть во сне мужественный обитатель севера. Однако оно записано только сравнительно недавно в версии, которая еще имела хождение в местности Телемаркен. Это “Draumkvaede”, «Сонное видение» Олафа Эстесона. Рассказывается о том, как легендарная личность по имени Олаф ложится в рождественскую ночь спать и не может проснуться, пока на тринадцатый день народ не пойдет в церковь. Таким образом, Олаф все дни рождества проводит во сне, и пока его тело покоится, душа его странствует и переживает удивительные приключения. По труднопроходимым дорогам его по мосту Гьяллар ведут в разные части страны душ и духовного мира, перед ним предстают драматические сцены ада и чистилища. Под конец он видит самых высших и самых великих существ: он видит святого Михаила, взвешивающего души на весах греховности, и Иисуса Христа, стоящего здесь же в качестве судии. Обо все этом Олаф на тринадцатый день рассказывает, присев возле церковных ворот, молодым и старым, с почтением слушающим его. Произведение заканчивается поистине рождественским призывом давать бедным одежду и обувь, зерно и хлеб.

Характерно, что у души Олафа в отличие от Данте нет руководителя, который сопровождал бы его в высшем мире. В чрезвычайно сжатой форме произведения не находится и места для разговоров. Все сведено к личному «я» того, кто пережил и рассказывает. Лишь в повторах, типичных для прежней поэзии, звучит элемент лирично-мелодический

                    Пред рождеством пошел я спать.

                     И сон сморил меня глубокий;

                     Не мог проснуться я, покуда

                     Тринадцать дней не миновали

                     И не собрался народ в церкви.

                                Луна была светла,

                                Вокруг дороги расстилались.

                     И поднят был я к облакам,

                     Опущен был на дно морское,

                     И кто б за мной решил пойти,

                     Тому не весело бы было.

                                Луна была светла,

                                Вокруг дороги расстилались.

                     И поднят был я к облакам,

                     Опущен в мутные трясины.

                     Я увидал ужасный ад

                     И свет небесный тоже видел.

                                Луна была светла,

                                Вокруг дороги расстилались.

                     Мой черный конь совсем не ржал,

                     Не лаяли мои собаки,

                     Не пели птицы по утрам,

                     Но всюду были чудеса.

                                Луна была светла,

                                Вокруг дороги расстилались.

                     Я подошел к мосту Гьяллар,

                     Что расположен в самых высях,

                     Он красным золотом покрыт,

                     И гвозди острые торчат в нем.

                                Луна была светла,

                                Вокруг дороги расстилались…



Метки: Европа, Ноорвегия, антропософия, национальная психология
Tags: О гении Европы, автор - Хан
Subscribe

promo 3geo october 20, 2014 22:39 42
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у ptah57 в Забытый основатель русской геополитики Забытый основатель русской геополитики Одним из забытых политологов, пытающихся заложить эту новую науку в России еще в начале XIX века является А.Е. Вандам. Под странно звучащей европейской фамилией скрывается…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments